Босерон форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Босерон форум » Дрессировка и работа » Обучение с кликером. Лонни Олсон


Обучение с кликером. Лонни Олсон

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Лонни Олсон. ОПЕРАНТНОЕ ОБУЧЕНИЕ С КЛИКЕРОМ

Лонни Олсон - президент американской ассоциации инструкторов-дрессировщиков, автор книг и статей по обучению собак. Также она является основателем и президентом американском организации «Собаки-скауты Америки», организующей специальные летние лагеря для обучения собак и их владельцев.

Справка:
Оперантное обучение собаки – это такой способ обучения, при котором обучающийся активно и целенаправленно осуществляет отбор желательных и устранение нежелательных для него программ поведения.

При оперантном обучении мы берем что-то, что само по себе ничего не обозначает для собаки (например, слово «хорошо», «молодец»,«Yes»,«Да» или щелчок кликера) и привязываем к чему-то, что изначально значимо для животного (например, еда, игра или другое вознаграждение), чтобы можно было использовать эту связку для обучения. Если мы используем для поощрении еду, то еда — это так называемое «первичное (безусловное) подкрепление», по­скольку именно оно представляет ценность для собаки, и собака работает ради него. Когда мы связываем клик и первичное подкрепление, клик сам становится подкреплением. Он говорит собаке: «Отлично! Ты только что заработала вознаграждение!». Мы называем такой сигнал «вторичное (условное) подкрепление» или «бридж» (мостик). Он как бы перебрасывает мостик во времени между моментом, когда мы дали знак, что собака сделала то, что нужно, и непосредственной дачей первичного подкрепления. После этого собака будет стараться заслужить клик, поскольку за ним всегда следует вознаграждение.

ШАГ ПЕРВЫЙ

Для начала, приготовьте горсть маленьких кусочков лакомства (размером с горошину) и сядьте рядом с собакой. Щелкните кликером и дайте кусочек лакомства. Продолжайте, пока не скормите все лакомство (от 40 до 100 кликов и кусочков). Помните, что нужно использовать совсем крошечные кусочки. Кусочек должен быть таким, чтобы собака только почувствовала его вкус и не больше, чтобы она не могла наесться после большого числа кусочков, а также, чтобы вам не пришлось ждать, пока собака пережует большой кусок. Когда вы проделаете это упражнение, вы можете заметить, что теперь, когда вы щелкаете кликером, собака сразу настораживается. Теперь спрячьте лакомство от собаки - вы можете держать его зажатым в кулаке, или между колен, или же просто на столе в сумочке. Собака должна ожидать получение лакомство только тогда, когда слышит клик. Нам нужно, чтобы у собаки дача лакомства ассоциировалась со звуком, щелчком кликера, а не с видом приготовленного лакомстве. Теперь, когда собака стала настораживаться от щелчка кликера, это значит, что он стал для нее вторичным подкреплением (и означает для нее, что сейчас будет что-то хорошее).

Когда собака что-то делает и слышит клик, ее мозг моментально анализирует информацию, и собака начинает повторять то действие, которое было, когда она услышала щелчок. Когда это произошло, в ваших руках появляется инструмент, дающий вам практически безграничные возможности.

ШАГ ВТОРОЙ

Когда вы видите, что собака совершает нужное действие, кликните и затем дайте лакомство. Предположим, нам нужно научить собаку садиться. Мы можем «навести» собаку с помощью лакомства или можем подождать, пока собака сядет сама. В то мгновение, когда собака коснется пола, щелкните кликером и дайте лакомство. Будет уже не важно, что вы дали лакомство на полсекунды позже, чем собака сделала то, что нужно. Потому что теперь клик говорит собаке, какое именно из ее действий было правильным - поворот, лай, обнюхивание пола или что-то еще.

Своевременность щелчка - критична. Если вы замешкались - не кликайте. Кто не успел, тот опоздал! Да, вы навсегда упустили возможность подкрепить эту посадку. Без паники. Будут другие. Просто будьте внимательны, чтобы успеть кликнуть, когда собака сядет в следующий раз. Если вы кликнули слишком поздно, и собака уже в этот момент успела сделать что-то другое (встала, легла, обнюхала, гавкнула и т.п.), то получится, что вы подкрепили именно это поведение, а вовсе не посадку. Будьте внимательны!

Новичкам нужно потренироваться, чтобы научиться кликать своевременно. Можно практиковаться без собаки, когда вы просто смотрите телевизор. Например, дайте себе задание кликать каждый раз, когда начинается реклама, или когда на экране появляется опре­деленный актер или актриса. Можно тренироваться на работе в обеденным перерыв, и щелкать каждый раз, когда кто-то проходит определенное ме­сто, или когда ваш коллега, которым сидит на другом конце комнаты откусывает бутерброд. Можно сидеть в машине на парковке у супермаркета, и кликать, когда кто-то заходит внутрь. Затем можно попробовать усложнить себе задачу и кликать, когда кто-то выходит, Насколько далеко человек будет от двери, когда вы кликнете? Вообще-то вам нужно успеть щелкнуть кликером, когда человек находится в дверном проеме. Задача усложняется, если вы не можете видеть подход к двери.

Убедитесь, что для клика вы выбираете именно то действие, которое хотите выбирать и в будущем. Мысленно разбейте действие на кусочки, и кликайте, когда происходит именно тот кусочек, которым вам нужен. Например, откусывание бутерброда состоит из нескольких действий: еда подносится ко рту, рот открывается, бутерброд засовывается в рог, челюсти смыкаются, рука с остатком бутерброда убирается ото рта. На какое именно действие вы будете кликать?

Начиная обучать собаку с помощью кликера, новички часто делают ошибки, которые приводят к проблемам.

Вот некоторые вещи, которые новички делают неправильно:

1. Кликают очень редко или хотят слишком многого слишком быстро. Будьте готовы щелкнуть, когда собака сделает то, что вам нужно.

2. На три действия запаздывают со щелчком. Витают мыслями в облаках, стоят столбом, не ожидают действий собаки, тогда как нужно быть готовым щелкнуть тогда, когда собака сделает то, что нужно.

3. Плохо различают момент, когда нужно кликать и когда не нужно. Это происходит тогда, когда у человека в голове нет ясного представления о том, чего именно он хочет от собаки. У него завышенные ожидания, и его не устраивает действие, приближенное к тому, которое он хочет получить.

Чем можно помочь:

1. Не спите на ходу! Следите за собакой! Это единственный способ не прозевать ту самую важную первую попытку собаки сделать то, что вы хотите. Щелкайте кликером как будто это затвор фотоаппарата. Будьте готовы  сделать тот самый, победный «снимок» собаки, делающей то, что хотите вы.

2. Не стойте столбом! Если вы стоите как дерево, к которому поводком привязана собака, и не показываете никакой обратной реакции на ее действия, то вы скорее столб, чем дрессировщик. Когда собака оказывается привязанной к столбу, она испытывает то, что мы называем «барьерной фрустрацией». Ее привязали, и при этом ничего не происходит. Ей совсем не хочется здесь оставаться, и она начинает рыть землю, лаять и тянуть поводок. Если вы стоите и ничего не делаете, то для собаки вы не более чем раздражающий ее столб для привязи. И вы сами сделали так, что собака потеряла к вам интерес. И не надо говорить, что просто вокруг полно всего, что отвлека­ет собаку! Если собака не получает от вас реакции на свои действия в течение минуты или больше (а вы не кликаете, потому что она не делает того, что нужно вам), то собака начинает терять интерес. В этом случае нужно прийти ей на помощь и дать возможность заслужить клик, наведя ее на нужное поведение или дав команду, которую собака уже знает.

3. Будьте дрессировщиком! Предвосхищайте движения собаки и будьте готовы вознаградить нужное. Посмотрите на фрагменты поведения собаки. Какое действие идет перед тем, которое нужно нам? Например, перед тем, как сесть, собака переносит вес и начинает сгибать лапы.

Если собака хотя бы взглянет на вас на долю секунды, немедленно вознаградите ее (клик, похвала или еще что-нибудь приятное для собаки, что вы можете дать быстро). Если собака вдруг сядет, глядя на вас, что ж, выдайте ей джек-пот! Но вообще-то не надейтесь, что это случится прямо сразу. Сначала вознаграждайте малейший мимолетный взгляд в вашу сторону, и через некоторое время собака уже не будет отвлекаться на других собак и обнюхивать землю, а будет смотреть на вас. Вы станете божеством, одаряющим замечательными вещами. Угощение и похвала будут сыпаться от вас, как из рога изобилия. И внезапно собака станет интересоваться вами больше, чем всем остальным. Я тренирую свою собаку с помощью кликера уже 13 лет, и только последние четыре года мы с коллегами-тренерами стали использовать кликер в группе по послушанию. До этого мы часто давали своим ученикам домашнее задание научить собаку с помощью кликера делать «змейку». А потом обнаружилось, что использование кликера на занятиях совсем не отвлекает других собак, как мы считали раньше. Собака отличает клик, исходящий от хозяина (поскольку этот клик значим для собаки) от клика другого человека, стоящего буквально в паре метров (этот клик ничего не обещает, следовательно, бесполезен для собаки). Так что теперь мы советуем своим ученикам использовать кликер всегда и для любого обучения.

Чем щелчок кликера лучше вербального сигнала (такого, как слово слово «хорошо», «молодец»,«Yes»,«Да», когда собака что-то сделала правильно).

1.  Щелчок кликера не несет никакой эмоциональной окраски, он всегда звучит одинаково. Следовательно, любой член семьи может его использовать, и звук будет всегда один и тот же. Также щелчок кликера, в отличие от голосовой похвалы, не изменится, если вы чем-то расстроены, сердиты или вообще от природы не очень умеете хвалить.

2.  Когда кликер для похвалы используют мужчины (а также робкие или закомплексованные женщины и дети), они не чувствуют себя так глупо, как тогда, когда им приходится поощрять собаку голосом. И на дрессировках больше не надо мучить учеников-мужчин, заставляя их хотя бы немного более эмоционально хвалить своих собак! Я ничего плохого не хочу сказать о мужчинах, просто они обычно по-другому воспитаны. Для них не очень характерны эмоциональные вспышки, какие-то подбадривающие слова по ходу дела, восторженные выкрики или радостные восклицания при виде малейшего успеха (что так присуще нам, женщинам!)

3.  Клик - это моментальное подкрепление. Щелчок длится всего четверть секунды, поэтому он позволяет маркировать действие, которое находится где-то в середине серии действий, которые молниеносно предлагает вам собака. А пока вы выговорите «Хооорошоооо», собака уже восемнадцать раз успеет сделать что-нибудь другое, и как она должна догадаться, за что ее похвалили?

4.  Когда собака привыкла к клику как к подкреплению, она начинает даже больше стараться заслужить клик (вторичное подкрепление), чем она раньше старалась заслужить лакомство (первичное подкрепление).

5.  Щелчок кликера обрабатывается той частью мозга собаки, который отвечает за инстинктивные реакции. Слова же требуют более сложной обработки, поэтому собаке в какой-то степени проходится прерывать решение своей задачи, чтобы вычислить, что означают сказанные слова. Поэтому собаке намного проще связать клик с определенными своими действиями, чем голосовую похвалу.

6.  Слова собака слышит постоянно вокруг себя (телевизор, разговоры людей между собой), и большая часть этих слое ничего не значит для собаки, так как они ни к чему не ведут. Клик - это уникальный для собаки звук, и поэтому он более значим для собаки, и легче запоминается.

Несколько советов для кликер-дрессировщиков

1. Никогда не позволяйте маленьким детям (а также взрос­лым идиотам) баловаться с кликером. В один прекрасный день они могут уничтожить все, что вы сделали, а именно, сделать так, что клик перестанет для собаки означать ожидание вознаграждения, и собака перестанет предлагать варианты действий, чтобы заслужить его.

2.  Не щелкайте кпикером возле ушей собаки или возле своих ушей. Звук вблизи довольно громкий.

3.  За кликом обязательно должно следовать вознаграждение. Это может быть лакомство, игра или что-то другое, что нравится собаке.

4.  Убедитесь, что ваша собака действительно воспринимает клик как подкрепление (что вы провели достаточную подготовительную работу), прежде чем вы начнете использовать кликер для дрессировки. Это касается не только клика, но и любого другого подкрепления, например, слова «хорошо». Если для собаки сигнал ничего не значит, он не будет работать как подкрепление.

5.  Когда вы начинаете формировать поведение, помните, что сначала нужно сформировать правильное поведение,
называйте нужное действие (то есть не привязывайте дей­ствие к команде), пока собака не будет делать его регулярно и стабильно. Когда вы увидите, что собаке нравится снова и снова повторять требуемое действие, это значит, что уже можно привязать действие к сигналу, то есть к команде. То есть, если вы видите, что стоит вам взять кликер и лакомство, как собака усаживается перед вами с видом «видишь, я сижу!», то это значит, что уже можно привязать к действию сигнал («сидеть»).

СИГНАЛ

Сигнал «называет» то действие, которые вы хотите от собаки. Обычно мы называем такие сигналы командами, хотя это, конечно, звучит несколько авторитарно. Вообще-то нам хотелось бы думать, что сигнал означает для собаки возможность заработать что-то приятное - лакомство, игру или внимание. Собака не может «выполнить» сигнал. Команда же предполагает вариант «сделай, а то...».

Оперантное обучение лучше всего работает, когда ему не противопоставляется что-то негативное. Так что если вы хотите сделать обучающие моменты более эффективными, не используйте наказание или коррекцию. Единственным наказанием для собаки должно быть отсутствие вознаграждения. Если лишение вознаграждение никак не действует на вашу собаку, это означает, что вы используете не то вознаграждение. Если я буду раздавать наклейки всем, кто пришел на занятие вовремя, а вы опоздаете, то вы просто скажете: «Подумаешь!», правильно? А что если вы узнаете, что я дала всем, кто пришел вовремя, по сто долларов, а вы опоздали? Думаю, вы будете несколько разочарованы, разве нет? Мы рекомендуем использовать специальный маркер «вознаграждения не будет», так называемое отрицательное условное подкрепление. С его помощью вы можете сказать собаке: «Я не буду «платить» тебе за это поведение». Можно в качестве маркера использовать слова «нет», «no», «плохо» или что-то в этом роде. Этому сигналу нужно учить собаку точно так же, как мы учили ее вторичному подкреплению. Собака должна усвоить, что данное конкретное слово означает «извини, награды не будет». Используйте это слово, когда вы убираете вознаграждение от собаки. Собака слышит сигнал «награды не будет» и видит, как лакомство от нее убирают. Собака думает: «Ну вот, упустила». Когда собака делает что-то, что вам не нужно, вы можете дать ей это понять с помощью маркера отрицательного поведения. Я очень надеюсь, что вы не будете использовать в качестве маркера слова «фу». Во-первых, по моему мнению, для собаки это нечто вроде бранного слова. Во-вторых, люди склонны использовать его для всего, что собака делает не так. В-третьих, слово «фу» обычно не несет никакой информации, потому что собаку не приучили, что по этому сигналу она должна прекратить текущее действие.

Перевод Н. Вознесенской
журнал "Дрессировка и спорт", №10 2008
Источник

Хотела немного добавить...
Слова-маркеты лучше выбирать короткими, то есть «Да» или «Yes» - положительное подкрепление, «Нет» или «No» - отсутствие подкрепления. Более короткие слова быстрее говорятся, и проще усваиваются собакой.
Я приучала собаку к кликеру вместе со словами-маркерам («Yes» и «No»). Со временем, слова-маркеры стали для собаки столь же эффективны как и кликер. Бываю ситуации когда кликера под рукой нет. А отрицательный маркер «No» вообще незаменим в быту. Сделала что-то не так, говорим «No», только прекратила делать сразу «Yes» и подкрепили. Отлично работает.

Всем успехов в работе.

0

2

Метод обучения апортировке

Я хочу представить вам превосходный метод обучения апортировке – никакого принуждения, и при этом минимум времени и усилий!

Вам потребуется кликер и достаточно много лакомства (порежьте лакомство на кусочки величиной с горошину). Оно обязательно должно быть очень вкусным. Если вы действительно хотите научить собаку апортировать, то не пытайтесь сэкономить и не суйте собаке дурацкий сухой корм. Так же нам будет нужен апортировочный предмет. Какой предмет использовать – зависит от собаки. Для некоторых собак это может быть просто деревянная палочка, толстая соломинка для коктейлей или маленький резиновый мяч. Я учу собак апортировке, используя обратную поведенческую цепочку, поскольку апортировка – это не какое-то одно действие, а последовательность действий, которые нужно собрать вместе, чтобы получить конечный результат. Апортирвка подразумевает, что собака должна взять какой-то предмет и принести его мне в руки. Суть упражнения в том, что предмет нужно подать мне в руки, а не в том, чтобы взять его в пасть. Обычно непонимание именно этого момента в апортировке приводит к проблемам. Люди зачастую тратят очень много усилий на то, чтобы заставить собаку брать что-то (чего она на данном этапе обучения совершенно не хочет делать), вместо того, чтобы научить собаку отдавать. Если мы хотим использовать обратную поведенческую цепочку, то нам нужно начать с самого последнего звена, и научить собаку выплевывать предмет нам в руки. Но это очень просто, ведь первое, что пытается сделать собака, когда ей что-то суют в пасть – выплюнуть. Эврика! Так первый этап у нас, получается, уже готов! Начало удачное!

ОТДАЧА ПРЕДМЕТА

Начинаем с того, что спокойно и осторожно, стараясь как можно меньше суетиться, просовываем собаке в пасть палочек. Поскольку это не главная часть упражнения, не старайтесь, что все было идеально. Ни в коем случае не говорите «держи», «апорт» или что-нибудь в этом роде. Просто осто­рожно просуньте палочку в пасть собаки, и я думаю, что скорее всего она попытается тут же выплюнуть апорт обрат­но. Как раз в эту секунду надо щелкнуть кликером. Повторите это все несколько раз... ну, или несколько десятков раз. Собака пытается сообразить, что она такого сделала, что ей дали лакомство. «Неужели это всего лишь за то, что я выплюнула эту несчастную палку в руки хозяину? Ого! Да я буду целый день ее плевать! Давай еще раз!». Как толь­ко поведение собаки становится предсказуемым, можно добавить новый сигнал в цепочку — начать говорить «дай» перед тем, как собака выплюнет палку. Я сейчас сказала «новый сигнал», но какой же был предыдущий? Очень просто — подсовывание палки собаке, чтобы собака ее выплюнула.

Теперь, чтобы новый сигнал был усвоен, мы будем его пода­вать до старого. Так мы будем поступать и в дальнейшем. Чтобы можно было вызывать поведение по команде, пока­жите собаке, что будете давать вознаграждение за нужное поведение только тогда, когда перед этим прозвучит соответствующий сигнал. Другими словами, если собака выпле­вывает папку до того, как прозвучит команда, лакомства ей не давайте. Просто снова просуньте папку в пасть собаке и постарайтесь произнести команду до того, как собака успе­ет выплюнуть апорт.

УДЕРЖАНИЕ

Если вы читали книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку», то вы должны помнить описанный в ней метод отучения собаки делать что-либо нежелательное: привязать к нежелательно­му поведению сигнал, а затем просто перестать его пода­вать. Помните? Тогда, теоретически, если мы привязали по­ведение к новому сигналу, то если мы не будем подавать его, собака не будет выплевывать палку. Что тогда остается собаке, если сигнала все нет и нет? Держать апортировку! Конечно, иногда новичкам бывает не так просто быстро при­вязать поведение к сигналу, поэтому можно вернуться на шаг назад в поведенческой цепочке, к удержанию. Если собака все поняла и ждет сигнала, чтобы выплюнуть палочку вам в руки, как ее научили, то удержание получится само собой. Если же со­бака по-прежнему не желает держать палоч­ку, хотя сигнала выплю­нуть не было, вы можете немного помочь собаке. Осторожно поддержите рукой сни­зу за челюсть, прикрывая пасть буквально на долю секунды, и затем подайте команду на отпуск («дай!»), после чего щелкни­те кликером и дайте лакомство.

Эта доля секунды должна становится все длиннее и длиннее, и таким образом мы заставляем собаку держать апорт все доль­ше. Клик и лакомство всегда должны идти в конце всей цепочки действий, но не возбраняется давать какую-то команду, кото­рая подскажет собаке продолжать данное поведение. Я назы­ваю такую команду «продолжай». Эта команда показывает, что собаке на правильном пути и ей нужно продолжать делать то, что она делает сейчас. Я говорю ободряюще: «Хорошо, дер­жи». По мере того, как собака начинает все лучше держать апортировку и держит ее все дольше и дольше до того, как выплюнуть ее по команде вам в руки, мы приближаемся к мо­менту, когда нужно добавлять в нашу цепочку самое первое звено. Теперь мы будем учить собаку брать предмет.

ВЗЯТИЕ ПРЕДМЕТА

Если вы работаете над удержанием, уже закрепили его как следует (!), но собака как-то умудрилась выронить апорти­ровку до команды - не ругайте собаку. Проделайте все еще рез, чтобы она могла сделать все правильно и заслужить клик и лакомство. Если собака снова уронит апорт, вы просто дол­жны повторить все сначала. За ошибку собаку не наказыва­ют, просто в этот раз собака не получает лакомства. Научить собаку брать апортировку было бы намного слож­нее, если бы мы начали «с начала», Но мы начали с «непра­вильного» конца, так что когда собака уже умеет держать апорт и отдавать его, научить ее брать апорт проще простого. Держите апортировку прямо перед носом собаки (при­мерно в 5 сантиметрах), и если собака хотя бы напряжет мышцы шеи, чтобы потянуться к апортировке, щелкайте кликером и давайте лакомство.

На время забудьте об удержании и отпуске, сейчас мы работаем только над взятием апортировки. Направляйте поведение собаки, что­бы  она  все  больше и больше стремилась к тому, чтобы апортиров­ку взять. Сначала собака просто тянется в сторону апортировки, потом до­тягивается и слегка касается, потом касается более уверен­но, потом тянется, приоткрывая пасть, потом касается апортировки зубами, потом широко раскрывает пасть и смыкает на апортировке зубы, затем берет, затем хватает, затем тянется и хватает. Вскоре вы уже сможете подкреплять кли­ком и лакомством только уверенное движение и хватку апор­та. После этого начинайте протягивать апортировку слева от морды собаки, затем справа, сверху или снизу, затем протя­гивайте так, чтобы собаке пришлось встать и сделать шаг. При этом, скорее всего, придется снова повторить процедуру «коснись апортировки», но в этот раз собаке придется сомкнуть зубы на палке, что­бы заработать клик. Когда вы будете показывать собаке апортировку на расстоянии нескольких шагов, и собака будет уверенно подходить хватать ее, можно заме­нить старый сигнал новым. Новым сигналом будет команда «апорт». А старым сигналом было что? То, что мы помещали апортировку перед мордой собаки. Не забывайте, сначала идет новый сигнал, потом старый, затем поведение, и потом вознаграждение.

ЦЕПОЧКА ЦЕЛИКОМ

Ну вот, теперь мы должны соединит», вместе взятие апортировки, удержание и отпуск, то есть все элементы, которые мы выучили раньше. Чтобы соединить все вместе, мы должны немедленно прекратить вознаграждение только за то, что собака взяла апорт. Теперь мы должны сдвинуться к последнему звену поведенческой цепочки и вознаграждать за отдачу. Итак, протяните собаке апортировку и скажите «апорт!» Собака подбежит и схватит апортировку, Но не кликайте в этот момент! Можно подбодрить собаку, сказав «молодец, хорошо» или что-нибудь в этом роде. Нужно дать возможность собаке принести апорт вам. Протяните руки к апорту, коснитесь его, скажите «дай» и тут можно кликнуть и дать, лакомство (ура!). Много времени на это не понадобится.

Не стоит концентрироваться на том, чтобы собака долго удерживала апорт, когда вы только начинаете собирать все элементы вместе. Не переживайте. Мы сможем постепенно добиться более долгого удержания за счет того, что будем класть или бросать апорт все дальше, или же можно убирать руки от апорта и отступать.

Вы Фома неверующий? Тогда можете попробовать сами! Вряд ли ваша собака настолько глупа, что не сообразит сделать то, чему мы ее столько учили!

Давайте рассуждать. Собака должна отдать апортировку вам в руки, чтобы получить вознаграждение, верно? Чтобы сделать это, ей нужно находиться прямо перед вами, иначе отдачи в руки не получится, правильно? Если собака находится далеко от вас, ей придется подойти к вам с апортировкой, чтобы получить лакомство, так? Если вы будете все дальше и дальше отодвигаться от собаки, то ей при деется все дольше и дольше держать апортировку, не бросая, так? Собака быстро сообразит, что держать апортировку – выгодно. Она приносит предмет вам, а вы расплачиваетесь за это вкусным кусочком, как бы обмениваете апорт на лакомство. Чего проще?

НУ ЧТО - ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЕМ БРОСИТЬ АПОРТИРОВКУ!

Для многих собак это довольно большой скачок — перейти от подбора апортировки, лежащей на полу, но которую при этом держит тренер, к тому, чтобы хватать свободно лежащую апорти­ровку. Что ж, в этом случае нужно просто отучить собаку от того, что руки тренера всегда находятся на апортировке. Положим апортировку на пол, придерживая ее лишь большим и указательным пальцами. Дальше — сигнал «апорт», отступаем, даем воз­можность придвинуться с апортом, сигнал «дай», клик и корм. Теперь придерживаем апортировку на полу только одним пальцем и повторя­ем все снова. Дальше опять кладем апорт на пол и теперь едва касаемся его пальцем, от раза к разу все увели­чивая расстояние, пока не придем к тому, что уже нет необходимости дер­жать руки вблизи апортировки. После этого постепенно можно будет выпря­миться и давать собаке сигнал «апорт», когда апорт лежит на полу, а вы сами находитесь довольно далеко.

На этом этапе многие дрессировщики делают ошибку - они продолжают кликать в момент, когда собака подбирает апортировку. Когда собака слышит щел­чок кликера, она должна закончить упражнение и получить лакомство. И если вы кликнете в момент поднятия апорта, собака просто выплюнет апортировку, и отработать подход и все остальное будет невозможно. Ведь вспомните, глав­ное, что мы делали - это учили собаку выплевывать апорт нам в руки, а вовсе не приносить его. Важный момент: когда мы собираем в единую поведенческую цепочку отдельные звенья, собаку вознаграждают только за выполнение после­днего звена.

Для некоторых собак не составляет проблемы сразу начать подбирать апортировку с пола, даже если ее никто не дер­жит. И когда они видят лежащий апорт, они бегут к нему, чтобы скорее подобрать, с таким видом, как будто нашли сто долларов! Это естественно, поскольку собаки твердо выучили, что если притащить палочку в руки проводнику, за это дадут ла­комство. Но чтобы притащить, снача­ла нужно подобрать. И вот — мы полу­чаем все упражнение апортировки целиком. Теперь, когда собака слышит «апорт!», она понимает, что вы хотите, чтобы она подала предмет вам в руки. Когда мы сами говорим «апорт!» мы часто подразумеваем, что собака должна что-то взять в пасть. Собаке проще думать по-другому. Если мы хотим достичь успеха в дрессировке, мы должны строить обуче­ние так, чтобы было понятно собакам. Ведь они не могут думать как мы.

Перевод Н. Вознесенской
журнал "Дрессировка и спорт", №10 2008
Источник

0

3

Очень здорово и хорошо написано, именно так и буду учить!

0


Вы здесь » Босерон форум » Дрессировка и работа » Обучение с кликером. Лонни Олсон